Законодательство в сфере ЖКХ

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О возможности управляющей компании индексировать

плату за содержание жилья

Верховным Судом Российской Федерации вынесено определение от
05.07.2019 N 307-ЭС19-2677 о возможности управляющей компании
индексировать плату за содержание жилья без решения общего собрания
собственников,     если     такая     индексация     предусмотрена    договором

управления?

Определено, что самовольно, то есть без решения собственников, управляющая компания изменять размер платы за содержание жилья не вправе. Совсем другое дело, если порядок индексации и изменения такой платы определен в договоре управления многоквартирным домом. По сути это и есть решение общего собрания о порядке изменения такой платы.

Также, Суд отметил: договорные условия об индексации допустимы, только если для изменения платы применяются официальные данные об уровне инфляции.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О возможности заключения застройщиком договоров,

содержащих положения о предоставлении

коммунальных услуг

Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации от 10.03.2019 N 8127-ОО/04 «О
возможности заключения застройщиком договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, единолично от своего имени» разъяснено, что в соответствии с ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо     жилищным     кооперативом     или   иным    специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье — собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:

1)   при принятии общим собранием собственников помещений в
многоквартирном доме решения, предусмотренного п.п. 4.4 п. 4 ст. 44 ЖК РФ;

2)  при прекращении заключенных в соответствии с требованиями,
установленными     Правительством     Российской      Федерации,      между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее в настоящей статье — лицо, осуществляющее управление
многоквартирным домом) и ресурсоснабжающей организацией,
региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения
коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также — договор ресурсоснабжения), договора

на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному ч. 2 настоящей статьи;

3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов
за     коммунальные     услуги     при     изменении      способа     управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена
возможность заключения застройщиком договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, единолично от своего имени. В указанном случае необходимо проведение общего собрания собственников помещений     в     многоквартирном    доме     для     принятия     решения, предусмотренного п.п. 4.4 п. 4 ст. 44 ЖК РФ.

О применении контрольно-кассовой техники в сфере ЖКХ

Письмом Федеральной Налоговой Службы России от 21.06.2019 N ЕД-4-20/12093 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в сфере ЖКХ» дано разъяснение о том, что при поступлении денежных средств за услуги жилищно-коммунального хозяйства должен быть сформирован кассовый чек с указанием признака способа расчета.

Особенности применения контрольно-кассовой техники при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлены пунктом 5.10 статьи 1.2 Закона о контрольно-кассовой технике. В частности, указано, что обязанность по применению контрольно-кассовой техники, в том числе по формированию кассового чека и передаче всех фискальных данных в налоговые органы исполняется в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет.

Сообщается, что в сформированном кассовом чеке должен указываться соответствующий признак способа расчета.

В случае применения контрольно-кассовой техники с оформлением кассового чека с признаком способа расчета «АВАНС», «ПРЕДОПЛАТА» или «ПРЕДОПЛАТА 100%» пользователи вправе при осуществлении зачета предварительной оплаты и (или) авансов сформировать один кассовый чек, содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных за период, не превышающий календарного месяца.

Федеральная Налоговая Служба России сообщает также, что под категорией «коммунальные услуги» следует понимать широкий спектр услуг, оказываемых в сфере ЖКХ: водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение, снабжение электрической энергией, вывоз ТБО и др.

Кроме того, отмечено, что перерасчеты, в результате которых не осуществляется внесение денежных средств потребителем, не требуют применения контрольно-кассовой техники и оформления кассового чека.

О возможности погасить ипотечный кредит за счет господдержки

Федеральным законом от 03.07.2019 N 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» дано право родителям, у которых в 2019 — 2022 годах родится третий (или последующий) ребенок, погасить ипотечный кредит за счет господдержки.

При определении права на господдержку не учитываются дети, не являющиеся гражданами РФ, а также дети, в отношении которых родитель был лишен родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.

В рамках господдержки предоставляется возможность полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей.

Воспользоваться данной мерой господдержки можно однократно, в отношении только одного ипотечного жилищного кредита, направленного на приобретение жилого помещения, жилого дома либо земельного участка под его строительство.

Кредитный договор (договор займа) должен быть заключен до 1 июля 2023 года.

Реализация мер господдержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере (АО «ДОМ.РФ»).

Порядок обращения граждан, а также перечень необходимых документов определяется Правительством РФ.

О лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации письмом от 17 июня 2019 г. N 22024-ОГ/04 разъяснило требования к управляющим организациям по управлению многоквартирными домами.

В соответствии со ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. В связи с этим, требование о наличии у управляющей организации действующего договора управления многоквартирным домом законом не предусмотрено, так как управляющая организация приступает к деятельности по управлению многоквартирными домами только при наличии лицензии.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ЖК РФ основанием для рассмотрения
лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является отсутствие в течение шести месяцев в реестре     лицензий     субъекта     Российской     Федерации     сведений     о многоквартирных    домах, 
деятельность по     управлению    которыми осуществляет лицензиат.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил
подготовки     нормативных     правовых     актов     федеральных     органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а
содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных    государственных    предписаний     постоянного     или временного характера.

О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме

Письмом Минстроя России от 01.07.2019 N 23536-СН/04 «О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме» разъяснено, что собственники помещений многоквартирного дома, в которых не предусмотрено наличие приборов отопления, оплачивают только объем тепловой энергии, потребляемый в помещениях общего пользования.

Сообщается, что формулы расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в соответствии с которыми производится расчет платы, состоят из двух слагаемых:

объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме (этот показатель равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством);

объем тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, собственникам помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, предъявляется к оплате только объем тепловой энергии, потребляемый в помещениях общего пользования.

О размере платы за содержание жилого помещения

Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации от 12.07.2019 N 25373-ИА/04 «Об
определении размера платы за содержание жилого помещения» разъяснено, что согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере,      обеспечивающем      содержание      общего      имущества      в многоквартирном доме

в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее — Правила), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

На основании части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно пункту 31 Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

В пункте 16 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме    по   договору    социального   найма   или   принадлежащего    им    на   праве собственности указано, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.

В пункте 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

Собственникам помещений в многоквартирном доме при установлении на общем собрании таких собственников размера платы за содержание жилого помещения, включающей в себя в том числе плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, следует, в первую очередь, учитывать, что размер платы за содержание жилого помещения, а именно обязанность по внесению которых возлагается на всех
собственников помещений в многоквартирном доме, должен быть
достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для
поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям     (Постановление     Конституционного     Суда     Российской Федерации от 29 января 2018 г. N 5-П).

В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Порядок изменения и расторжения договора управления многоквартирным домом предусмотрен пунктом 1 статьи 310, пунктом 1 статьи 432, статьями 450 -453 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из совокупности приведенных выше норм следует, что стороны по договору   управления   многоквартирным   домом   не   вправе   в   одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер платы за содержание жилого помещения, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, в том числе в одностороннем порядке без предложения управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения, принятом на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме.

На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита      гражданских      прав      осуществляется      путем       признания недействительным решения собрания.

Пунктом 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что по смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под понятием «решения собраний» понимается решения гражданско-правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Управляющая организация вправе обратиться в суд за защитой своих гражданских прав путем признания недействительным решения общего собрания, в случае если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принято без учета предложения управляющей организации (в одностороннем порядке), изменяет установленный договором управления размер платы и порождает убытки для одной стороны договора (управляющей организации), связанные с выполнением предусмотренного нормативными актами объема работ и услуг, следовательно, для другой стороны договора (собственников помещений в многоквартирном доме) -неосновательное обогащение.

О компании по защите прав граждан — участников долевого строительства

Федеральным законом от 04.11.2019 N 359-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснено, что за счет средств Фонда защиты прав дольщиков может выплачиваться возмещение гражданам -членам кооператива, которому в рамках дела о банкротстве переданы права застройщика.

Фонд осуществляет выплаты, если требования граждан были погашены в деле о банкротстве застройщика путем передачи прав застройщика в соответствии с реестром требований участников строительства (реестром требований о передаче жилых помещений) и указанные граждане имеют в отношении соответствующего кооператива требования о передаче жилого помещения, машино-места и (или) нежилого помещения.

Порядок      осуществления      данной      выплаты      устанавливается Правительством РФ.

Выплата возмещения может быть осуществлена при условии подачи гражданином заявления о выходе из кооператива.

Прием новых членов в кооператив, а также уступка пая членами кооператива не допускаются со дня обращения кооператива в Фонд.

О перепланировке помещения в многоквартирном доме

Письмом Минстроя России от 03.07.2019 N 24456-ОГ/04 «О
проведении        переустройства       (перепланировки)       помещения        в многоквартирном доме» разъяснено, что обустройство второго этажа в жилом помещении с целью увеличения площади комнаты является перепланировкой.

Таким образом, в соответствии с ЖК РФ для ее согласования требуются:

  • заявление о переустройстве и (или) перепланировке;
  • правоустанавливающие документы на помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • оформленный в установленном порядке проект переустройства или перепланировки помещения в многоквартирном доме, а если переустройство или перепланировка невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме — также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку;
  • технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;

согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том
числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный    наймодателем        на        представление        предусмотренных

настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и
культуры    о     допустимости     проведения     переустройства    и     (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме,

если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О перерывах в горячем водоснабжении

Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.08.2019 N 29770-ОГ/04 «По вопросам предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» разъясняется, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые действуют с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 (далее — Правила N 354).

Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 4 приложения N 1 Правил N 354 допускается возможность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения. Данная норма не устанавливает продолжительность перерыва горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения.

Перерыв в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии    с    требованиями    законодательства    Российской    Федерации    о

техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Наличие в доме индивидуального теплового пункта не исключает необходимости проведения ремонтных и профилактических работ в целях подготовки к отопительному периоду. Соответственно, перерыв в горячем водоснабжении в связи с проведением ремонтных и профилактических работ также возможен в многоквартирном доме, в котором установлен индивидуальный тепловой пункт.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О температурных режимах в жилых зданиях

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разъясняет, что комфортное проживание в жилых домах невозможно, если в них слишком холодно, жарко, влажно или сухо. Но, помимо комфорта, повышенная или пониженная температура воздуха и влажность могут оказать негативное влияние на здоровье людей.

При повышенной температуре воздуха в помещениях наблюдается снижение работоспособности, как физической, так и умственной. Наступает более быстрое утомление. Увеличивается нагрузка на сердечно-сосудистую систему. Возрастает риск заболеть простудными заболеваниями, заболеваний органов дыхания, что связано с угнетением иммунной системы.

У работающих, подвергающихся холодовому воздействию, часто регистрируются риниты, бронхиты, пневмонии, ангины и др.

Холод, помимо высокого риска заболеваний острыми респираторными инфекциями (риниты, бронхиты, пневмонии, ангины), является фактором, усугубляющим течение хронических болезней сердечно-сосудистой, костно-мышечной, выделительной, эндокринной и периферической нервной систем. Например, это относится к ишемической болезни сердца, гипертензивным состояниям, диабету.

Низкая влажность оказывает негативное последствие на кожу и слизистые оболочки человека — они высыхают, что позволяет различным вирусам и бактериям проще проникать в организм.

Высокая влажность, особенно в сочетании с высокой температурой воздуха приводит к ухудшению общего состояния, возникновению слабости. Длительное воздействие этого фактора способствует снижению иммунитета. Обостряются хронические заболевания. Особенно страдают люди с хроническими заболеваниями легочной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем и различными кожными заболеваниями.

В местах с повышенной влажностью быстро появляется сырость, появляется серая плесень, которая поражает мебель, стены, потолки помещений и также отрицательно влияет на здоровье человека, вызывая аллергические реакции, заболевания органов дыхания, вплоть до возникновения бронхиальной астмы.

Существуют нормативы, при которых человеку находиться в жилом доме комфортно и безопасно для здоровья.

Так, в жилых комнатах, допустимая температура в холодное время года 18 — 24 градуса, а в теплый период года 20 — 28 градусов.

Обеспечение жильцов оптимальными параметрами микроклимата в жилом доме возлагается на коммунальные службы и управляющие компании дома.

Нормативы на температуру и влажность в жилых помещениях узаконены, и за их нарушение может последовать административное наказание. В случае, если температура в квартире значительно отличается от нормативных показателей, следует обратиться с письменным заявлением о несоответствии параметров микроклимата в управляющую компанию. Если результат обращения Вас не устраивает, то целесообразно написать жалобы в Управление Роспотребнадзора или Жилищную инспекцию города.

Однако, жильцы также обязаны соблюдать нормативы температуры и влажности воздуха — не оставлять открытыми окна в подъезде в холодное время года, не демонтировать вентиляционные короба и полотенцесушители в квартирах, также запрещается самостоятельно срезать или наращивать секции батареи и объединять жилые комнаты с балконами и лоджиями — все эти действия необходимо согласовывать в установленном порядке.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

Об изменении платы за содержание и ремонт жилого помещения

Письмом Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России от 06.09.2019 N 32453-ОГ/04 разъясняется, что в соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями ЖК РФ, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

При     выборе     управляющей    организации    общим     собранием

собственников     помещений     в     многоквартирном    доме     с     каждым

собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

В связи с изложенным, решение об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения должно быть принято более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2019 N 2556-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2020 год» определены средние по субъектам Российской Федерации индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Индексы установлены дифференцированно на первое полугодие и на второе полугодие 2020 года. В первом полугодии предусмотрено нулевое значение индекса. Во втором полугодии значение индекса, в частности по г. Москве, составит 5, по Московской области — 4,1, Санкт-Петербургу — 3,8, Ленинградской области — 3,6.

Установление индексов является частью механизма государственного контроля за ростом коммунальных платежей в РФ. Согласно Жилищному кодексу РФ повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов не допускается.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О Договоре ипотеки здания (квартиры)

Письмом Росреестра от 22.07.2019 N 14-07181-ГЕ/19 «О применении положений части 1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» разъяснено, что Договор ипотеки здания (квартиры) одновременно с долей в праве собственности на земельный участок под зданием (многоквартирным домом) не подлежит нотариальному удостоверению.

Разъясняется, что нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, или в случаях, предусмотренных соглашением сторон. Одним из таких случаев является совершение сделок по отчуждению и заключение договоров ипотеки долей в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке.

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» при ипотеке квартиры в многоквартирном жилом доме, части которого находятся в общей долевой собственности залогодателя и других лиц, заложенной также считается доля в праве общей долевой собственности на жилой дом.

В соответствии с ЗК РФ отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здания, сооружения.

Таким образом, в рассматриваемом случае доля в праве общей долевой собственности на земельный участок следует судьбе расположенного на нем здания, квартиры (помещения), находящейся в многоквартирном доме (здании), и не является самостоятельным предметом сделки.

Исходя из изложенного, договор ипотеки, предметом которого являются здание одновременно с долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположено такое здание, квартира (помещение) одновременно с долей в праве общей собственности на земельный участок под многоквартирным домом (нежилым зданием), в котором расположена такая квартира (помещение), не подлежит нотариальному удостоверению.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О приемке работ по капремонту многоквартирных домов

Федеральным законом от 02.12.2019 N 391-ФЗ «О внесении изменений в статьи 182 и 189 Жилищного кодекса Российской Федерации» определено, что в состав комиссии по приемке работ по капремонту многоквартирных домов теперь могут включаться представители органов местного самоуправления.

Установлено, что региональный оператор может включить в состав комиссии представителей органов местного самоуправления наряду с участием представителей регионов или без их участия.

Кроме того, предусмотрен месячный срок принятия органом местного самоуправления решения о проведении капитального ремонта в случае, если собственники помещений, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли такое решение.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

Об усовершенствовании порядка управления многоквартирными домами

Федеральным законом от 02.12.2019 N 390-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» усовершенствован порядок управления многоквартирными домами.

Жилищные кооперативы и Товарищества собственников жилья обязали предоставлять в орган государственного жилищного надзора сведения о заключении договора управления многоквартирным домом, уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном Минстроем России.

Кроме того, уточнено основание для включения плановой проверки
в ежегодный план проведения таких проверок, а именно: истечение одного года со дня начала осуществления товариществом собственников жилья, жилищным,       жилищно-строительным      кооперативом      или       иным

специализированным     потребительским      кооперативом      деятельности по управлению многоквартирными домами

в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале осуществления указанной деятельности.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

Об усовершенствовании порядка управления многоквартирными домами

Федеральным законом от 02.12.2019 N 390-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» усовершенствован порядок управления многоквартирными домами.

Жилищные кооперативы и Товарищества собственников жилья обязали предоставлять в орган государственного жилищного надзора сведения о заключении договора управления многоквартирным домом, уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном Минстроем России.

Кроме того, уточнено основание для включения плановой проверки
в ежегодный план проведения таких проверок, а именно: истечение одного года со дня начала осуществления товариществом собственников жилья, жилищным,       жилищно-строительным      кооперативом      или       иным специализированным     потребительским      кооперативом      деятельности

по управлению многоквартирными домами в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале осуществления указанной деятельности.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О запрете на размещение хостелов и оказание

гостиничных услуг в жилых помещениях

многоквартирных домов

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет контроль за размещением хостелов в жилых многоквартирных домах. С 1 октября 2019 года вступили в силу требования, запрещающие размещение хостелов и оказание гостиничных услуг в жилых помещениях многоквартирных домов и при отсутствии изолированного входа в помещения хостелов.

Данные поправки в Жилищный кодекс утверждены Госдумой 6 марта 2019 г. Роспотребнадзор осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг временного размещения граждан, в том числе в хостелах. Преимущественными основаниями для проведения проверок являются обращения жильцов многоквартирных домов на беспокойство, которое причиняют проживающие в хостелах граждане и отсутствие изолированного входа в помещения хостелов.

Также с 2018 года Роспотребнадзором применяется практика бессрочного запрета деятельности по решению суда в случае неустранимых нарушений требований санитарного законодательства. По направленным исковым заявлениям в отношении собственников и арендаторов хостелов в этом случае судами были приняты решения, поддерживающие позицию Роспотребнадзора, и работа этих хостелов не возобновлялась.

Таким образом, в случае если хостел размещен в квартире без ее перевода в нежилой фонд, отсутствует отдельный вход в помещения хостела, функционирование хостела ухудшает условия проживания жителей, они могут обратиться письменно или через электронный портал для обращений граждан на официальных сайтах Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации с жалобой, по которой будет проведена проверка. При подтверждении фактов нарушений требований действующего законодательства материалы проверки будут направлены в суд для приостановления, либо запрета деятельности хостела.

Ситуация остается на контроле Роспотребнадзора.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О повышении размера платы за коммунальные услуги

В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2018 N 1347 «Об особенностях индексации платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году», плата за коммунальные услуги в 2019 году повысится дважды

В связи с увеличением ставки НДС правительство разделило на два этапа индексацию платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году:

  • с января плата повысится на 1,7%;
  • с июля — дополнительно на 2,4% к показателю января.

Таким образом, индексы платы, установленные на 1 января и на 1 июля 2019 года, просуммируются.

Раньше плата граждан за коммунальные услуги индексировалась один раз в год (с 1 июля) и в среднем на 4%.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

Об изменении срока деятельности Фонда содействия

реформированию ЖКХ

Федеральным законом от 28.11.2018 N 436-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального    хозяйства»     срок     деятельности     Фонда     содействия

реформированию ЖКХ продлен до 1 января 2026 года.

Согласно действующей редакции Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», срок деятельности Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее -Фонд) истекает 1 января 2019 года.

Законом на Фонд возлагаются задачи по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, а также обязанности по осуществлению мониторинга реализации региональными операторами деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Кроме того, уточняется понятие аварийного жилищного фонда посредством отнесения к нему многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными до 1 января 2017 года.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О перечне грубых нарушений лицензионных требований

по осуществлению предпринимательской деятельности

по управлению многоквартирными домами

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2018 N 1090 «О внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами» установлен перечень грубых    нарушений    лицензионных    требований    по     осуществлению

предпринимательской деятельности по управлению многоквар-тирными домами.

Поправками, в том числе:

—    уточнен перечень лицензионных требований по управлению
многоквартирными домами, предъявляемыми к лицензиату;

  • установлен перечень грубых нарушений лицензионных требований (например, к ним отнесено нарушение лицензионного требования в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах и др.);
  • предусмотрено, что при повторном совершении грубых нарушений лицензионных требований из реестра лицензий субъекта РФ подлежат исключению сведения о многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения совершены, либо обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению; установлено, что решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
  • уточнен перечень технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов, технических средств и оборудования, которые ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать; предусмотрено, что в состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включается реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса РФ, а также составленный с учетом требований законодательства о защите персональных данных список лиц, использующих

общее   имущество   на   основании   договоров   (по   решению   общего   собрания собственников помещений в многоквартирном доме);

— к предмету проверок в рамках государственного жилищного надзора отнесено, в том числе, соблюдение требований к обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, а также к порядку размещения информации
в ГИС ЖКХ в соответствии с законодательством РФ, и требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме;

—  расширены полномочия и компетенция главного государственного
жилищного инспектора (в т .ч. они наделены правом издания в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ приказов (распоряжений) о назначении внеплановой проверки для ее проведения органом государственного    жилищного    надзора,    муниципального    жилищного контроля).

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О субсидиях по оплате жилищно-коммунальных услуг

гражданам

Федеральным законом от 28.11.2018 N 442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации» определено, что с 1 января 2021 года для получения субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам не нужно будет доказывать отсутствие задолженности.

Согласно внесенным изменениям в Жилищный кодекс РФ, отказ в предоставлении гражданам таких субсидий возможен будет лишь при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

При этом информацию о наличии у граждан такой задолженности региональный орган исполнительной власти или управомоченное им учреждение будет получать из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Определено также, что законом субъекта РФ может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

Об оплате жилых помещений и коммунальных услуг

Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.06.2018 N 27125-ОГ/04 «По вопросам платы за жилое помещение и коммунальные услуги» разъяснены требования к содержанию платежных документов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов и включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос за капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги.

В платежном документе указывается в числе прочего:

— наименование исполнителя и сведения о нем;

—   указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида
оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;

—    объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных
потребителю за расчетный период и размер платы за каждый вид
предоставленных коммунальных услуг;

— размер повышающего коэффициента (в случае его применения);

—     объем каждого вида потребленных коммунальных услуг,
предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды, в расчете на
каждого потребителя;

  • общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды;
  • сведения о размере перерасчета платы за коммунальные услуги с указанием оснований;
  • сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

—    сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату
коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

—   сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за
коммунальные услуги, предоставленной потребителю.

В случае нарушения исполнителем требований к содержанию
платежного     документ,     потребитель     вправе     обратиться    в     органгосударственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О минимальных и максимальных уровнях тарифов на

электрическую энергию

Приказом    Федеральной        антимонопольной        службы     Российской Федерации от 12.11.2018 N 1544/18 «О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2019 год» на 2019 год установлены предельные     максимальные    и     минимальные     уровни    тарифов    на электроэнергию (мощность), поставляемую населению.

Предельные максимальные и минимальные уровни тарифов на
электрическую     энергию     (мощность),     поставляемую    населению     и приравненным к нему категориям потребителей,

установлены раздельно для каждого субъекта РФ с разбивкой на 1-е и 2-е полугодие 2019 года.

Предельные уровни тарифов на электрическую энергию, действующие в Московской области, отражены в таблице.

N п/ п 1 9 Наименование субъекта Российской Федерации с 01.01.2019 по 30.06.2019 с 01.07.2019 по 31.12.2019
Минималь ный уровень тарифа, коп./кВтч (без НДС) Максимал ьный уровень тарифа, коп./кВтч (без НДС) Минималь ный уровень тарифа, коп./кВтч (без НДС) Максимал ьный уровень тарифа, коп./кВтч (без НДС)
2 3 4 5 6
Московская область 517,0 538,0 543,0 556,0

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

Об улучшении жилищных условий в рамках ведомственной целевой программы

Постановлением Правительства РФ от 30.01.2019 N 62 «О внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов    в     целях     обеспечения     жильем     категорий    граждан, государственные    обязательства    по     обеспечению     жильем     которых установлены федеральным законодательством, в рамках реализации государственной    программы    Российской     Федерации     «Обеспечение

доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации    «Обеспечение     доступным     и     комфортным    жильем     и коммунальными услугами граждан

Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N
153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия
«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной    программы    Российской     Федерации     «Обеспечение

доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Молодые семьи смогут улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Программы.

Отбор банков для участия в реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» госпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» будет осуществляться субъектами РФ, участвующими в его реализации.

Банки, претендующие на участие в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы, должны соответствовать определенным условиям (в т.ч. требуется наличие опыта жилищного      кредитования      населения      (срок      осуществления      жилищного кредитования населения более

одного года), отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей перед бюджетами всех уровней и др.).

Кроме того, скорректирована госпрограмма РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710, в т.ч.:

уточнены параметры финансового обеспечения данной Программы;

установлены порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод, а также на софинансирование мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О применении Закона о защите прав потребителей при отказе гражданина от договора брони квартиры

Верховный суд Российской Федерации в Определении от 27.11.2018 N 42-КГ18-5 разъяснил: при отказе гражданина от договора брони квартиры применяется Закон о защите прав потребителей.

Гражданин забронировал квартиру и внес залог. До заключения договора долевого участия дело не дошло. Гражданин отказался его подписывать и попросил вернуть деньги. Его претензия осталась без ответа.

В суде от застройщика требовали уже не только вернуть залог, но и уплатить проценты по ст. 395 ГК РФ, потребительский штраф и компенсацию морального вреда.

Первая и апелляционная инстанции отказались взыскивать штраф и компенсацию. Апелляция отметила: Закон о защите прав потребителей применяется в той части, которая не урегулирована специальными законами. Ответственность за несвоевременный возврат денег при расторжении договора предусмотрена ст. 395 ГК РФ, а значит, нормы о штрафе и компенсации применить нельзя. Права гражданина как потребителя по договору бронирования квартиры застройщик не нарушал.

Верховный суд Российской Федерации дело на новое рассмотрение. В числе прочего он указал, что Закон о защите прав потребителей применяется к подобному предварительному договору. Если при отказе от этого договора застройщик деньги добровольно не вернул, с него можно взыскать потребительский штраф и компенсацию морального вреда.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О Методических указаниях по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения

Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 12.10.2018 N 1413/18 «О внесении изменений в Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам России от 16.09.2014 N 1442-э» скорректированы формулы расчета тарифа на электрическую энергию (мощность) для населения.

Речь идет о формулах расчета тарифа на электрическую энергию
(мощность)      для      населения      в      пределах      социальной      нормы,

дифференцированного как по двум, так и по трем зонам суток, формулах расчета тарифа на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению сверх социальной нормы потребления и формулах расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы и сверх социальной нормы.

Кроме того, до 4,0 увеличен максимальный размер коэффициента, характеризующего темпы приведения дифференцированных по зонам суток тарифов для населения к единым границам соотношения с одноставочными тарифами на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

Об изменениях в Правилах изменения размера платы за содержание жилого помещения

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2018
N 1221″О внесении изменения в Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по     управлению,    содержанию    и     ремонту    общего    имущества     в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими      установлен-ную        продолжительность»        порядок подтверждения

ненадлежащего качества оказанных услуг, выполненных работ в многоквартирном доме, если по результатам исполнения договора управляющей компанией получена экономия.

В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ, если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в ГИС ЖКХ отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг или выполнения работ по управлению многоквартирным домом, по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная ею экономия не привела к ненадлежащему качеству услуг или работ, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством РФ.

Настоящим Постановлением предусмотрено, что в случае если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом управляющей организацией получена экономия, качество услуг или работ считается ненадлежащим, если в период, за который управляющей организацией представлен отчет о выполнении указанного договора, составлялся акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О включении в региональную программу капитального ремонта домов, в которых имеется менее чем пять квартир.

Федеральным законом от 28.11.2018 N 434-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» разъяснено, что в региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, в которых имеется менее чем пять квартир.

Определено также, что в случае сноса многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом израсходованных средств на цели сноса и оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме до принятия в установленном Правительством РФ порядке решения о признании такого дома аварийным распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений.

Кроме того установлено, что модернизация лифтов, ремонт лифтовых
машинных и блочных помещений в многоквартирном доме будут
осуществляться за счет средств фонда капитального ремонта. Указанные работы в приоритетном порядке также могут быть предусмотрены региональной программой капитального ремонта. Внесение в такую программу изменений, обусловленных изменением сроков проведения данных      работ,   осуществляется       без       необходимости      наличия соответствующего решения

общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

Об особенности ценообразования в поселениях и городских округах, относимых к ценовым зонам теплоснабжения в переходный период и по его окончании.

Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 N 209 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075» определены особенности ценообразования в поселениях и городских округах, относимых к ценовым зонам теплоснабжения в переходный период и по его окончании.

В частности, установлено, что в ценовых зонах теплоснабжения до
окончания     переходного     периода     осуществляется      государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии

с правилами, действующими в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения.

По окончания переходного периода к нерегулируемым ценам (тарифам) в сфере теплоснабжения будут относиться:

цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по договорам теплоснабжения, заключенным с единой теплоснабжающей организацией, определяемые по соглашению сторон указанного договора в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов), за исключением случаев, указанных в Федеральном законе от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Федеральный закон N 190-ФЗ);

цены на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 190-ФЗ;

цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, определяемые по соглашению сторон договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в ценовых зонах теплоснабжения, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 190-ФЗ.

К регулируемым ценам (тарифам) в сфере теплоснабжения будут
относиться: предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность);
тарифы на теплоноситель в виде воды, поставляемый едиными
теплоснабжающими организациями потребителям и теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых     систем      теплоснабжения     (горячего     водоснабжения),     заисключением случаев, установленных Федеральным законом N 190-ФЗ;
тарифы на горячую воду, поставляемую едиными теплоснабжающими организациями    потребителям    с     использованием    открытых    систем теплоснабжения (горячего

теплоснабжения (горячего водоснабжения), которые устанавливаются в виде формулы двухкомпонентного тарифа с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию; плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае, если
стороны договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения не достигли соглашения о размере платы за подключение (технологическое присоединение); цены (тарифы) на производимые и реализуемые товары, оказываемые услуги в сфере теплоснабжения, установленные на основании долгосрочных параметров регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера), включенных в договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной
или      муниципальной     собственности      (концессионное      соглашение), заключенный с теплоснабжающими организациями,

которым не присвоен статус единой теплоснабжающей организации, или теплосетевыми организациями. При этом тарифы на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, формируемые с учетом долгосрочных параметров регулирования (долгосрочных параметров регулирования
деятельности концессионера (арендатора), включенных в концессионное соглашение или договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности), устанавливаются органом регулирования в виде двухставочного тарифа. По соглашению
сторон     договора    аренды     (концессионного     соглашения)     объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или

муниципальной собственности, заключенного до отнесения поселения, городского округа к ценовым зонам теплоснабжения, изменение вида тарифа на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на двухставочный тариф осуществляется органом регулирования по правилам, действующим на момент соответствующего изменения тарифа.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О наказаниях за плохое содержание лифтов

В соответствие с Федеральным законом от 06.03.2019 N 23-ФЗ «О
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с 17 марта за плохое содержание лифтов будут наказывать. Данный закон дополняет Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» новой статьей ст.9.1.1 следующего
содержания:     «Нарушение   требований      к      организации     безопасного использования и содержания лифтов, подъемных

платформ для инвалидов, использования и содержания лифтов, подъемных использования и содержания лифтов, подъемных
пассажирских     конвейеров    (движущихся     пешеходных     дорожек)    и эскалаторов, за исключением эскалаторов
эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах».

По ней будут наказывать за нарушения требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов. Исключение -эскалаторы в метро.

Строгость наказания будет зависеть от того, есть ли угроза для жизни людей и ведут ли нарушения к аварии:

  • если нет, то штраф для должностных лиц составит от 2 тыс. до 5 тыс. руб., а для юрлиц — от 20 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • если да, то должностные лица заплатят штраф в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или будут дисквалифицированы на срок от года до полутора лет, а юрлица будут оштрафованы на сумму от 300 тыс. до 350 тыс. руб. либо их деятельность приостановят на срок до 90 суток.

Начало действия документа – 17 марта 2019 года.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О штрафахдля управляющих компанийза грубое нарушение лицензионных требований

Федеральным законом от 18.03.2019 N 26-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс    Российской    Федерации    об    административных    правонарушениях» установлены для управляющих компаний

штрафы за грубое нарушение лицензионных требований.

С 29 марта вводится ответственность за управление многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.

За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Юридическим лицам такое нарушение будет стоить от 300 тыс. до 350 тыс. руб. Должностных лиц смогут штрафовать на сумму от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или дисквалифицировать на срок до трех лет.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О наложении штрафа на управляющую компанию

Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2019 N 47-АД19-2 мировой судья за приостановку водоотведения должнику-потребителю оштрафовал директора управляющей компании на 50 тыс. руб. за нарушение лицензионных требований. Законность штрафа подтвердили вышестоящие суды, включая Верховный Суд Российской Федерации.

При приостановке водоотведения потребителю, который задолжал оплату коммунальных услуг, компания допустила такие нарушения:

—     уведомление потребителя содержало лишь общую сумму
задолженности, хотя она должна быть детализирована по каждому виду неоплаченных услуг;

—  в уведомлении не было указано, есть ли техническая возможность
сначала ограничить оказание услуги, а только потом приостановить;

—  заглушка на канализационном выпуске делает жилое помещение
непригодным для проживания и нарушает санитарно-эпидемиологическую безопасность.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

Об использовании финансовой поддержкина переселение граждан из аварийного жилищного фонда

Обновлены типовые условия договора о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В Типовых условиях определяются, в том числе:

положения о правах и обязанностях сторон договора;

положения, определяющие порядок перечисления средств финансовой поддержки;

порядок   проверки   реализации   (мониторинга)   региональной   адресной программы субъекта РФ и выполнения условий

предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда;

ответственность сторон. Федеральный закон от 18.03.2019 N 37-ФЗ «О   внесении   изменений   в   Федеральный   закон   «О   дополнитель-ных   мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Принят Закон, направленный на совершенствование механизма предоставления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий.

Законом, в частности, устанавливаются полномочия Пенсионного Фонда России по уточнению пригодности для проживания жилого помещения, приобретение которого планируется с использованием средств материнского капитала.

Соответственно, получение информации о признании жилого помещения непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, — будет являться основанием для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении средств материнского капитала на указанные цели.

Кроме того, уточнены требования к документам, прилагаемым к заявлению о распоряжении средствами материнского капитала, а также скорректирован перечень организаций, по договорам займа с которыми возможно направление средств материнского капитала на уплату первоначального взноса, погашение основного долга и уплату процентов.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О критериях, определяющих степень готовности
многоквартирного дома на привлечение денежных
средств участников долевого строительства без
использования счетов

Постановлением Правительства РФ от 22.04.2019 N 480 «О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г.» утверждены критерии готовности многоквартирного дома, при соблюдении которых допускается привлечение после 1 июля 2019 года средств дольщиков без использования счетов эскроу.

Такими критериями являются общее количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, подтверждающее реализацию участникам долевого строительства не менее 10% общей площади жилых и нежилых помещений, машино-мест, в отношении которых могут быть заключены договоры долевого участия в долевом строительстве, указанных в проектной декларации проекта строительства, а также степень готовности участия в долевом строительстве — не менее 30% (по общему правилу), в ряде случаев — не менее 15% или 6%.

Возведение многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство, с привлечением денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу, допускается по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г., при условии одновременного соответствия вышеуказанным критериям.

Также        приводится       методика       определения       соответствия

многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости указанным критериям, и перечень документов, предоставляемых застройщиком для определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости утвержденным критериям.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О порядке размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2019 N 319 «О единой информационной системе жилищного строительства» определен порядок размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства.

Утверждены:

—   требования к технологическим, программным, лингвистическим,
правовым и организационным средствам обеспечения пользования ЕИСЖС;
правила взаимодействия Минстроя России, Росреестра, контролирующих органов, Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства, уполномоченных банков и застройщиков при использовании ими информационных ресурсов ЕИСЖС, в том числе личных кабинетов;

— правила хранения и обработки информации, содержащейся в ЕИСЖС;
правила взаимодействия ЕИСЖС с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и взаимодействия иных информационных систем с ЕИСЖС, а также единые форматы для информационного взаимодействия
иных информационных систем с ЕИСЖС.

Установлены в том числе способы размещения информации в ЕИСЖС застройщиками, контролирующими органами, Минстроем России, органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, Фондом защиты прав граждан -участников долевого строительства и лицами, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами обязаны размещать информацию в ЕИСЖС, и перечень информации.

Постановление вступило в силу по истечении 2 месяцев со дня его официального опубликования.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

Об индексах изменения размера вносимой гражданами платы

за коммунальные услуги

Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2018 N 2490-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2019 год» на 2019 — 2023 годы определены средние по субъектам РФ индексы изменения размера вносимой гражданами платы за Жилищно-коммунальные услуги.

Установлены дифференцированные индексы на первое полугодие и на второе полугодие 2019 года, а также формула их определения на 2020 — 2023 годы. Кроме того,     установлены     предельно     допустимые     отклонения     по     отдельным муниципальным

образованиям (в процентах) на вышеуказанные периоды.

В частности, в первом полугодии 2019 года предусмотрено значение индекса 1,7. Во втором полугодии 2019 года значение индекса, в том числе, по г. Москве составит 4,8, по Московской области — 3,6, Санкт-Петербургу — 4,5, Ленинградской области -2.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

Об особенностях проведения общего собрания
собственников помещений в многоквартирном доме по
вопросу согласования перевода жилого помещения в нежилое

Федеральным законом от 29.05.2019 N 116-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» установлены особенности проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу согласования перевода жилого помещения в нежилое.

В частности, предусматривается специальный порядок определения кворума общего собрания — от количества подъездов в соответствующем жилом доме.

В многоподъездном доме требуется одновременное выполнение двух условий: в собрании принимают участие лица, обладающие в совокупности большинством от общего числа голосов всех собственников помещений в доме, и обладающие в совокупности более чем 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в том подъезде дома, в котором находится переводимое помещение.

В одноподъездном жилом доме для кворума необходимо участие собственников, обладающих более чем 2/3 голосов от общего числа голосов собственников.

Аналогично различается и порядок принятия решения о переводе помещения из жилого в нежилое:

  • при наличии в многоквартирном доме более чем одного подъезда требуется большинство от общего числа голосов участвующих в собрании собственников при условии голосования за такое решение большинством голосов присутствующих на собрании собственников помещений в том же подъезде многоквартирного дома, в котором находится переводимое помещение;
  • при наличии в многоквартирном доме одного подъезда требуется большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в этом собрании собственников.

Кроме того:

— устанавливается понятие «примыкающее помещение»;

—  предусматривается, что протокол общего собрания собственников и
согласие на перевод помещения из нежилого в жилое включается в перечень документов, представляемых в орган местного самоуправления, для принятия решения о переводе помещения из жилого в нежилое;

— определяется, что органы регионального государственного жилищного надзора наделяются полномочиями по проверке соблюдения требований к даче согласия на перевод помещения из жилого в нежилое.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О праве застройщика на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов

Постановлением Правительства РФ от 22.04.2019 N 480 «О критериях,
определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государствен-ную регистрацию после 1 июля 2019 г.» (вместе с «Методикой
определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство критериям, определяющим степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств
участников     долевого     строительства     без      использования     счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона

«Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государствен-ную регистрацию» утверждены критерии готовности многоквар-тирного дома, при соблюдении которых допускается привлечение после 1 июля 2019 года средств дольщиков без использования счетов эскроу.

Такими критериями являются общее количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, подтверждающее реализацию участникам долевого строительства не менее 10% общей площади жилых и нежилых помещений, машино-мест, в отношении которых могут быть заключены договоры долевого участия в долевом строительстве, указанных в проектной декларации проекта строительства, а также степень готовности участия в долевом строительстве — не менее 30% (по общему правилу), в ряде случаев — не менее 15% или 6%.

Возведение многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов  недвижимости  в  пределах  одного  разрешения  на  строительство,  с привлечением денежных средств участников

долевого строительства без использования счетов эскроу, допускается по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г., при условии одновременного соответствия вышеуказанным критериям.

Также        приводится       методика       определения       соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости указанным критериям, и перечень документов, предоставляемых застройщиком для определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости утвержденным критериям.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

О законности вторжения на чужую жилую территорию

управляющей компании

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2019 N 4-КГ19-6 подтверждено, что управляющей компании не нужны особые причины, чтобы зайти в квартиру.

Из истории Дела: Собственники сделали в квартире перепланировку и управляющей компании не предоставили доказательств ее согласования. Управляющая компания хотела осмотреть жилье, но ни в комнату, ни в кухню, ни в лоджию ее не пустили. Компания обратилась в суд. По ее мнению, перепланировка затронула санитарное и техническое оборудование.

Первая инстанция поддержала управляющую компанию, но апелляция отменила это решение. Она сочла, что для визита нужны основания: жалобы соседей или аварийная ситуация.

Управляющая компания с этим не согласилась. Суд подтвердил: Управляющая компания имеет право доступа в квартиру, особые причины не требуются. Это может быть необходимо, например, для профилактики аварийных ситуаций или предотвращения нарушений прав соседей. Однако следует помнить: такие посещения разрешены не чаще, чем один раз в три месяца, причем время надо согласовать заранее.

«Изучаем законодательство в сфере ЖКХ»

Об ответственностиуправляющей компанииза нерассмотренные обращения жильцов

Президиум Верховного Суда Российской Федерации 05.06.2019г. опубликовал разъяснение о том, по какой статье суды должны штрафовать управляющие компании, которые не отвечают на заявления и другие обращения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах.

Дело в том, что нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами грозит штрафом для должностных лиц в размере от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификацией на срок до трех лет, для юридических лиц — от 150 000 до 250 000 руб. (ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ).

В то же время наказания для таких управляющих компаний предусмотрены и ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ. В ней говорится об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 КоАП РФ. Совершение такого правонарушения влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц — от 250 000 до 300 000 руб. То есть для компаний штраф по ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ выше, чем по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ (минимальный штраф — 250 000 руб. против 150 000 руб.). Невыполнение обязанности или нарушение порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме подпадает и под ч. 1 ст. 7.23.3, и под ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ. Соответственно, квалификация по этим статьям зависит от существа заявления (обращения), а именно от того, связано оно с выполнением управляющей организацией лицензионных требований или с соблюдением иных требований по управлению многоквартирными домами. ВС РФ отметил, что при рассмотрении подобных дел суд должен исходить из конкретных обстоятельств. Обращения и заявления могут быть связаны как с выполнением управляющей организацией лицензионных требований, так и с соблюдением иных требований по управлению многоквартирными домами. Например, управляющая организация в течение пяти дней с момента получения обращения в письменной форме собственника или иного лица, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязана предоставить собственнику реестр собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 31 ст. 45 ЖК РФ). Такое требование отнесено к лицензионным требованиям (подп. «б» п. 3 Положения      о      лицензировании      предпринимательской      деятельности      по

управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110). Нарушение этого требования управляющей организацией    может     образовывать объективную     сторону    состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.13

п КоАП РФ. А вот требования, изложенные в разделе VII и в п. 34 раздела VIII Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (о порядке раскрытия информации и предоставлении ответов на обращения собственников и пользователей помещения в многоквартирном доме), не являются лицензионными. Поэтому в случае их нарушения управляющую компанию могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.