Качество и безопасность детских товаров, школьных принадлежностей

Памятка потребителям, приобретающим детские товары

При приобретении в магазинах товаров детского ассортимента необходимо, прежде всего, обращать внимание на маркировку изделия, которая в обязательном порядке должна содержать:

— наименование страны, где изготовлена продукция;

— наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица);

— импортера, дистрибьютора;

— наименование и вид (назначение) изделия;

— дата изготовления;

— единый знак обращения на рынке;

— срок службы продукции (при необходимости);

— гарантийный срок службы (при необходимости);

— товарный знак (при наличии).

Информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства-члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.

Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита.

Не допускается использования указаний «экологически чистая», «ортопедическая» и других аналогичных указаний без соответствующего подтверждения.

Маркировка сосок молочных и сосок-пустышек должна наноситься на закрытую упаковку и содержать гарантийный срок службы, инструкцию по использованию, хранению, гигиеническому уходу за изделием.

Изделия санитарно-гигиенические разового использования для ухода за детьми должны иметь инструкцию, содержащую информацию с указанием назначения, размера, рекомендаций по правильному выбору вида и размера изделия, способов ухода за изделием и его утилизации (при необходимости).

Маркировка детской посуды, изделий санитарно-гигиенических и галантерейных должна содержать обозначение материала, из которого изготовлено изделие, и инструкцию по эксплуатации и уходу. Изделия, по форме и виду аналогичные применяемым изделиям для пищевых продуктов, но не предназначенные для контакта с пищевыми продуктами, должны иметь маркировку «Для непищевых продуктов» или указание их конкретного назначения.

Маркировка одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий в дополнение к обязательным требованиям должна иметь информацию с указанием: вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия (отклонения фактических значений процентного содержания сырья не должно превышать 5 процентов), а также вида меха и вида его обработки (крашеный или некрашеный); размера изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями нормативного документа на конкретный вид продукции; символов по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).Изделия для новорожденных и бельевые изделия для детей до 1 года необходимо сопровождать информацией «Предварительная стирка обязательна».

Маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью.

Маркировка кожгалантерейных изделий должна содержать наименование материала, из которого изготовлено изделие, инструкцию по эксплуатации и уходу.

Маркировка ранцев ученических, сумок, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.

Коляски детские должны иметь инструкцию по применению с указанием возраста пользователя, для которого предназначено изделие, а также по монтажу, установке, регулированию, безопасному использованию и хранению. Маркировка колясок детских должна содержать информацию о гарантийном сроке эксплуатации и хранения.

Велосипеды должны иметь инструкцию по применению с указанием массы и возраста пользователя, для которого предназначено изделие, рекомендациями по сборке, подготовке к эксплуатации и регулированию, эксплуатации, подбору велосипеда, указаниями по техническому обслуживанию велосипеда.  Маркировка велосипедов должна содержать информацию о гарантийном сроке эксплуатации.

Маркировка продукции наносится на изделие и этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, или листок-вкладыш к продукции и должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной.

Покупатель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Поменять непродовольственный вид товара надлежащего качества потребители могут в течение 14 дней, не считая дня его покупки.

Но стоит помнить, что исключением являются электронные игрушки и непериодические издания для детей, например книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведённые на технических носителях информации надлежащего качества. Именно эти виды товаров надлежащего качества не подлежат возврату или обмену.

Если же потребитель после покупки обнаружил в приобретенном товаре недостатки, то он вправе потребовать: замены на аналогичный (этой же модели или артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены; соразмерного уменьшения цены, а также вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При покупке детских товаров необходимо также обратить внимание на наличие информации о документах, подтверждающих качество и безопасность изделий. В соответствии с п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству РФ о техническом регулировании.

Качество и безопасность школьных канцтоваров

Основу нормального учебного процесса составляют канцтовары — товары для школы, которые должны быть максимально комфортными и безопасными.

Выбирая канцтовары школьнику, необходимо убедиться в их значимости, а также определиться с их количеством, чтобы не было в них недостатка или совершенно ненужного избытка.

Самыми важными канцелярскими товарами в настоящее время для ребёнка являются следующие предметы:

•тетради;

•дневник;

•блокноты;

•ножницы;

•карандаши;

•краски;

•подставки для книг;

•универсальный стаканчик;

•веера цифр и букв для начальных классов;

•счётные палочки;

•пенал.

Все школьные канцтовары могут иметь яркий дизайн, но желательно, чтобы сюжет, который изображён на них не отвлекал внимание и не вызывал некую агрессию, что совершенно не нужно в процессе получения ценных знаний.

Письменные школьные принадлежности стоит выбирать особенно тщательно, ведь именно они впоследствии будут формировать почерк. В этом случае рекомендуется обратить особое внимание на перьевые ручки, так как они работают только под определённым углом наклона, что хорошо вырабатывает почерк.

Карандаши для новоиспечённых школьников лучше выбирать трёхгранные с увеличенным корпусом.

Фломастеры должны быть безопасны для учащегося, поэтому они должны быть снабжены отверстием на колпачке для пропуска воздуха. Стоит также убедиться в безвредности используемых во фломастерах чернилах, прочитав все надписи.

Пенал должен быть вместительным, а также иметь интересный дизайн, который понравится ребёнку и он с удовольствием будет им пользоваться. Пенал для первоклашек должен без труда открываться, иметь мягкую стенку и одно отделение.

Качество бумаги в тетрадях и разлиновка обычно определяются по стоимости, но полностью ориентироваться на цену не стоит, лучше самостоятельно оценить продукцию.

Канцтовары для школы необходимо подготовить заранее, потому как процесс выбора может занять не один день, но результат обязательно порадует и школьника, и родителей, при условии соблюдения некоторых несложных правил.

Все изделия должны соответствовать требованиям стандартов и технических условий. Бумага должна быть гладкой, не иметь морщин, складок, жирных и грязных пятен. Бумага для письма, чернения и рисования должна иметь высокую проклейку. Чертежная бумага должна отличаться высокой белизной и гладкостью. Поверхность бумаг для рисования должна хорошо воспринимать краски и тушь. При стирании резинкой линий, внесенных мягким цветным карандашом, бумага не должна лохматиться. Машинописная бумага должна хорошо принимать краску с копировальной бумаги и обладать сопротивлением к продавливанию. Качество письменных товаров во многом зависит от использованных материалов, конструктивных особенностей и способа изготовления. У автоматических ручек подача чернил или пасты должна происходить равномерно и непрерывно; перья и шарик должны скользить по бумаге плавно и не царапая поверхность. Оболочка карандашей должна быть из мягкой древесины или пластика и равномерно покрыта лаком. Требуется, чтобы пишущий стержень не крошился и не царапал бумагу. При проверке качества микрокалькуляторов устанавливают качество изображения цифр и сигналов, которые на индикаторном устройстве должны быть четкими, хорошо различимыми и обеспечивать однозначное считывание информации на расстоянии не менее 0,5 м при нормальной освещенности микрокалькулятора. Высвечивание незначащих нулей и ложных цифр не допускается.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы при изготовлении школьных канцтоваров определяются, согласно утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 апреля 2003 года «Гигиенических требований к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03», которые предусматривают:

 — безопасность для здоровья детей и отвечать требованиям настоящих санитарных правил по органолептическим, санитарно-химическим и токсиколого-гигиеническим показателям;

— не превышение интенсивности запаха изделий 2 баллов;

— соответствие изделий требованиям химической безопасности настоящих санитарных;

— требований к токсиколого-гигиеническим показателям:

а) изделия не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия;

б) индекс токсичности изделий в водной среде (дистиллированная вода) должен быть от 70 до 120% включительно, в воздушной среде — от 80 до 120% включительно. Значение индекса токсичности, определяемого с помощью люминесцентного бактериального теста.

Предлагаем ознакомиться с приблизительным перечнем канцтоваров для первоклассника:

1. Тетради в клетку, 12 или 18 листов (5 штук)

2. Тетради в косую линейку, 12 или 18 листов (5 штук)

3. Альбом для рисования / папка для акварели (1 штука)

4. Цветная бумага (2 пачки)

5. Цветной картон (2 пачки)

6. Ножницы (1 штука)

7. Клей (2 штуки)

8. Простые карандаши (10 штук)

9. Цветные карандаши (2 набора)

10. Точилка (2 штуки)

11. Линейка 20–25 см (2 штуки)

12. Пластилин (1 набор)

13. Дощечка для лепки (1 штука)

14. Краски акварельные (1 штука)

15. Краски Гуашь (1 штука)

16. Кисти (3 штуки)

17. Фартук для творчества (один)

18. Нарукавники (1 комплект)

19. Авторучки (10 штук)

20. Счетные палочки (1 набор)

21. Касса букв и цифр или веера (1 штука)

22. Обложки для учебников и тетрадей (по 20 штук)

23. Стирательная резинка (2 штуки)

24. Подставка для карандашей (1 штука)

25. Подставка для учебников (1 штука)

26. Папка для тетрадей (1 штука) 27. Пенал (1 штука)

Требования и рекомендации Роспотребнадзора к школьной форме

С гигиенической точки зрения школьная одежда является таким же обязательным элементом учебного процесса, как, например, школьное питание. Школьная форма, если она сшита из правильных тканей, только положительно влияет на здоровье школьников и является здоровье сберегающим компонентом в образовательном  процессе.

Гигиенические требования к тканям для пошива школьной формы довольно высокие и определяются техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» и СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде детей, подростков, взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям) контактирующим с кожей человека».

Школьная форма — это одежда второго слоя, имеющая ограниченный контакт с кожей: платья, блузки, брюки, юбки, костюмы, джемперы. Школьная форма должна быть комфортной, удобной, не стеснять движения ребенка, соответствовать размеру, а также приятной для тела (не жесткой, не колючей) и соответствовать погоде.

Текстильные материалы для школьной формы и готовые швейные изделия должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности и нормируются по следующим показателям: гигроскопичность, т.е. способность впитывать влагу, воздухопроницаемость, содержание формальдегида, устойчивость к окраске, устойчивость окраски к стирке, поту и трению, напряженность электростатического поля, должно отсутствовать местное кожно-раздражающее действие.

Рекомендации родителям:

Выявлены прямые, статистически значимые причинно-следственные связи между двумя показателями: с одной стороны показателями качества детской одежды и показателями заболеваемости кожи (контактный и атопический дерматиты) и простудных заболеваниях (грипп, острые респираторные заболевания, заболевания органов дыхания) с другой стороны. Поэтому родителям при выборе школьной одежды следует руководствоваться, в первую очередь, гигиеническими характеристиками продукции для детей, а не только ее эстетическим видом.

1) При покупке одежды необходимо обращать внимание на маркировку. Маркировка наносится на этикетку, на ней указываются данные производителя, состав ткани, рекомендации по уходу. Не нужно покупать такую одежду, когда в рекомендациях по уходу указана только химическая чистка, потому что химические вещества, используемые при чистке изделия, могут быть вредны для здоровья школьника.

2) Ткань, из которой сшита форма, должна хотя бы наполовину состоять из натуральных материалов. Лучше всего подходят для школьной формы хлопок и лён для осеннего и весеннего времени, шерсть и кашемир — для зимы. Максимальный процент синтетических волокон в школьной форме — не более 55 %.

Форма с содержанием синтетических волокон более 55 % может быть дешевле, но на этом все её достоинства заканчиваются. Синтетические волокна не дают коже дышать, в результате нарушается тепловой обмен и ребёнок начинает потеть, что может привести к переохлаждению и возникновению простудных заболеваний.

Кроме этого, синтетические волокна могут привести к возникновению аллергии, ведь синтетика притягивает к себе пыль, грязь и различные микроорганизмы, которые оказывают влияние на слизистые ребёнка и могут стать причиной возникновения сыпи. Также синтетика способствует накоплению статического электричества, которое оказывает влияние на нервную систему ребёнка, вызывая раздражение и быструю утомляемость.

Поэтому для повседневного ношения синтетическая форма не подходит. Однако полностью отказываться от синтетики в составе ткани тоже не стоит, потому что синтетические волокна «держат» форму одежды, увеличивают срок службы и упрощают уход за ней.

3) От изделия не должен исходить резкий запах. Наличие неприятного запаха может свидетельствовать о содержании в текстильных материалах вредных или даже опасных химических веществ, используемых при окраске ткани.

4) Одежда для школы должна быть строгой, простого покроя и не отвлекающая своей пестротой. Цвет школьной одежды ребенка не должен быть слишком ярким и броским. Такие цвета не будут способствовать его сосредоточению на учебе. Детские психологи советуют выбирать спокойные, приглушенные цвета. Сочетание цветов типа черное — белое лучше избегать, такой резкий контраст утомляет зрение и может вызвать головную боль. Наиболее подходящими считаются бежевый и разбавленный зеленый цвет.

5) Для занятия физкультурой желательно приобрести спортивный костюм из дышащей, гигроскопичной (впитывающей влагу) и обязательно эластичной ткани.

6) Гарантией безопасности школьной формы для здоровья ребёнка является наличие декларации о соответствии на данное изделие или сертификата соответствия. Данные документы продавец обязан предъявить покупателю по первому требованию.

Помните! Комфортная и удобная школьная форма, сшитая из натуральных и безопасных материалов, является залогом, прежде всего, сохранения здоровья учащихся, а также решения социальных проблем, формирует позитивный настрой, психологически спокойное состояние и активизирует желание учиться.

Ткань для школьной формы: какую лучше выбрать и почему

Перед 1 сентября волнуются не только дети, но и взрослые. Выбор школьной формы – дело серьезное, поэтому к нему нужно подойти со всей ответственностью. В каждом учебном заведении свои требования. Школы, где есть строгий дресс-код, обычно предоставляют готовые комплекты. Более лояльные учебные заведения дают право выбора, но указывают желаемые расцветки. Здесь и возникают сложности. Материал влияет на комфорт и здоровье вашего ребенка, но натуральные ткани не всем по карману. «Голая» синтетика также не вариант, ведь она совсем не пропускает воздух. Давайте разбираться, есть ли альтернатива, и какую ткань для школьной формы стоит приобрести.

Ткани для школьной формы

Безопасность – главное правило для детской одежды, поэтому она должна соответствовать некоторым стандартам и требованиям. Они прописаны в соответствующих ГОСТах и нормативных документах. В частности это касается вещей, которые контактируют с телом.

Гигиенические требования

Воздухопроницаемость – циркуляция воздуха и хороший теплообмен просто необходимы для активного ребенка. Если ткань не пропускает воздух, человек потеет, поэтому создается эффект парника. От таких вещей может испортиться не только настроение, но и здоровье. Норма воздухопроницаемости для костюмных тканей: 50дм³/м² при массе 1м² – 160-190г.

Разновидности школьной формы

Гигроскопичность – один из самых сложных показателей. С ним возникают проблемы, если при пошиве использовали синтетические ткани. Натуральные же материалы с легкостью проходят испытания на гигроскопичность и воздухопроницаемость. Так ли важен этот показатель? – И даже больше, ведь дети много двигаются в течение дня и конечно могут вспотеть. Если ткань не впитает необходимую влагу, возникнет дискомфорт – и это в лучшем случае. Гигроскопичность должна быть не менее 10%.

Электризуемость – должна быть незначительной либо отсутствовать вовсе.

Химические и биологические

Стойкость окраски – этот показатель влияет на количество стирок и срок службы изделия, а также определяет ценовой сегмент. Производители качественного продукта не станут портить репутацию использованием нестойкой краски. Красители должны быть безопасными и разрешенными. Компания, одежда которой прошла сертификацию, указывает все необходимые сведения на этикетке и маркирует свое изделие. К таким сведениям относится дата, название компании, размер и назначение изделия, уход, состав. Отсутствие бирки должно насторожить, а от покупки и вовсе стоит отказаться.

Состав указывается как для материала верха, так и для подкладки. Указан лишь один состав в том случае, если производителю больше нечем похвастаться и даже есть, что скрывать.

Фурнитура – всевозможные молнии, заклепки, пряжки и кнопки способны вызвать раздражение на коже. Поэтому на их качество также обращайте внимание.

Эксплуатационные

Удобная конструкция и высокое качество швов – большую часть дня дети проводят в школьной форме, поэтому данные показатели должны быть на высоте.

Как должно быть:

Одежда по фигуре, но не облегает.

Складки лежат так, как заложены и не расходятся в разные стороны.

Длина брюк и рукава не должна уменьшаться вдвое при согнутом локте или ноге. Длина пиджака не превышает 2 фаланг пальцев руки, а длина брюк определяется по росту ребенка. Принято считать, что брюки должны закрывать пятку, а спереди красиво ложиться на обувь.

Если линия втачивания рукава лежит на месте, значит плечевой шов нужной длины.

Манжеты рубашки могут выглядывать из рукава пиджака на 1,5-2 см – это допустимо.

Самый удобный галстук – на резинке, ведь он экономит время, и даже сам ребенок в состоянии его надеть.

Самая нижняя пуговица пиджака не обязательна для застегивания.

Рекомендуем

Во время примерки скажите ребенку присесть, согнуть руки в локтях и поднять руки вверх. Так вы увидите возможные недочеты.

Состав ткани для школьной формы – это то, что выбирают особенно тщательно. Многие убеждены в том, что форма должна быть натуральной на 100%. Синтетика действительно плохо пропускает воздух и обладает низкой гигроскопичностью. К кому же, статическое электричество, присущее синтетическим материалам, никто не отменял. У некоторых и вовсе ассоциации с сыпью и раздражениями на коже.

Несомненно, высокий процент натуральных волокон в составе гарантирует комфорт и безопасность в носке. Однако, чистая шерсть не всегда подходит для пошива костюмов. Да, она отлично впитывает влагу и запахи, но школьная форма из натуральных тканей сильно мнется и быстро теряет форму. Потертости на локтях и вытянутые колени испортят впечатление даже от самой дорогой и качественной вещи.

Именно поэтому небольшой процент синтетики в составе необходим. Ткань будет меньше сминаться, увеличится прочность и износостойкость. Соответственно, срок службы изделия увеличится и сэкономит ваш бюджет.

Школьная форма для девочек подразумевает складки, защипы и прочие конструктивные элементы. Для мальчиков же неотъемлемой деталью являются стрелки на брюках. Именно синтетика позволяет этим элементам оставаться в первоначальном виде.

Натуральные ткани для школьной формы

Для достижения такого результата к шерсти добавляют 30-40% полиэфирных волокон, 30% капрона. Иногда в составе присутствует до 50% химических волокон, например вискозы или лавсана.

Синтетика необходима, но в разумных пределах. Если ее более 70%, то откажитесь от покупки. Такая вещь не пропустит воздух. В качестве основного материала подойдет вискоза, пикачу или же шерсть с малым процентом эластана. Для подкладки имеет смысл выбрать более натуральный и «дышащий» материал.

Рубашки и блузки не менее, чем на 65% должны состоять из натурального материала или вискозы.

Какая ткань лучше для школьной формы

Как мы уже выяснили, хлопок и шерсть соответствуют всем требованиям, но они непрактичны для повседневной активной носки. К тому же, высокая стоимость совершенно не оправдана в этом случае, ведь хлопок даст усадку после первой же стирки. Тогда какую выбрать ткань?

Кроме шерсти и хлопка существуют и другие ткани для пошива школьной форы:

Ткань пикачу – это трикотаж, но синтетический. Тянется по основе и утку, то есть в двух направлениях. Степень растяжения зависит от наличия в составе эластана. Поверхность гладкая, не смотря на диагональное плетение. В целом, плотный, добротный материал, который выгодно смотрится на любой фигуре за счет эластичности. Приятный бонус – цена, которая считается довольно таки бюджетной. Примерный состав: 90% полиэстер + 10% эластан. Иногда, вместо полиэстера встречается вискоза.

Поливискоза – прочный, долговечный смесовой материал. Благодаря эластичности ткань возвращается в первоначальное положение после растяжения или другой деформации. Поверхность может быть как блестящей, так и матовой. Фактура зависит от переплетения и толщины волокон, поэтому на ощупь она напоминает другие ткани, например лен, хлопок и даже шелк. Название говорит само за себя. Состав таков: около 70% полиэстера + 30% вискозы. Минимальный процент вискозы – 23%. Иногда, в составе присутствует эластан для еще большей мягкости и эластичности. Ткань отвечает всем необходимым требованиям: гигроскопичность, мягкость, воздухопроницаемость, стойкость окрашивания, прочность, несминаемость.

Ткань шотландка для школьной формы

Ткань шотландка – шерстяная ткань в клетку. Создается из хлопчатобумажной или шерстяной пряжи посредством саржевого переплетения. В состав добавляются и искусственные волокна в разных процентных соотношениях: 60% хлопка, 20% вискозы или 20% акрила. Но самыми первыми и традиционными считаются шерстяные, полушерстяные и хлопковые ткани. Шотландка прочная, почти не мнется, хорошо драпируется и сохраняет цвет.

Роспотребнадзор о требованиях к учебным изданиям предъявляются к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета

Требования безопасности, предъявляемые к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков, установлены положениями:

◾Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,

◾Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

◾технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011),

◾санитарных правил СанГТиН 2.4.7Л166-02 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».

Основные гигиенические требования к учебным изданиям предъявляются к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, предъявляются требования к весу и шрифтовому оформлению с целью обеспечения удобочитаемости и соответствия веса изделий функциональным возможностям организма учащихся в целях снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждения развития зрительного и общего утомления.

Важно отметить, что особое внимание необходимо уделять качеству учебного издания для детей младшего школьного возраста, что связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора^ адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения.

Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам^ но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.

Требования к школьным учебникам касаются как веса, так и оформления книг Появление множества обучающих программ привело к тому, что школьные учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в учебниках год от года растет, книги тяжелеют. При этом, максимальный вес учебника не должен превышать:

◾300 г для 1 — 4 классов;

◾400 г для 5-6 классов;

◾500 г для 7-9 классов;

◾600 г для 10-11 классов.

Кроме того, с 2015-2016 учебного года введены электронные учебники, которые представляют собой электронный носитель, информация с которого воспроизводится на компьютерах, ноутбуках и др. электронных технических средствах. При этом, нормативные требования на сегодняшний день к электронным учебникам не разработаны.

На современном этапе актуальной проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Одной из причин формирования неправильной осанки являются ученические портфели и ранцы.

Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) регламентируются размеры, вес, конструкция,  показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы.

Маркировка ученических ранцев и портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.

Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 грамм и для обучающихся средних и старших классов — не более 1000 грамм.

Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.

Требования, предъявляемые к размерам изделий для учащихся начальных классов, следующие:

◾длина (высота) — 300 — 360 мм,

◾высота передней стенки — 220 — 260 мм,

◾ширина — 60 — 100 мм,

◾длина плечевого ремня — не менее 600 — 700 мм,

◾ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400 — 450 мм) — не менее 35 -40 мм. Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.

В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.

Кроме того ученические портфели и ранцы должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.

О здоровом питании школьников и введении бесплатного обеспечении детей начальных классов горячим питанием

Федеральным законом от 01.03.2020 N 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «здоровое питание», закрепляются его принципы, особенности организации качественного, безопасного и здорового питания детей и отдельных категорий населения.

Запрещается обращение опасных или некачественных пищевых продуктов, а также продуктов, в отношении которых факт фальсификации установлен (ранее — если имеются обоснованные подозрения об их фальсификации), продуктов, в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость, которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, либо в отношении которых не имеется таких сведений.

Принципами здорового питания являются основные правила и положения, способствующие укреплению здоровья человека и будущих поколений, снижению риска развития заболеваний и включающие в себя:

— обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья потребителей пищевых продуктов по отношению к экономическим интересам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с обращением пищевых продуктов;

— соответствие энергетической ценности ежедневного рациона энергозатратам;

— соответствие химического состава ежедневного рациона физиологическим потребностям человека в макронутриентах (белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, углеводы) и микронутриентах (витамины, минеральные вещества и микроэлементы, биологически активные вещества);

— наличие в составе ежедневного рациона пищевых продуктов со сниженным содержанием насыщенных жиров (включая трансизомеры жирных кислот), простых сахаров и поваренной соли, а также пищевых продуктов, обогащенных витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами;

— обеспечение максимально разнообразного здорового питания и оптимального его режима;

— применение технологической обработки и кулинарной обработки пищевых продуктов, обеспечивающих сохранность их исходной пищевой ценности;

— обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на всех этапах обращения пищевых продуктов;

— исключение использования фальсифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий.

Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов для питания детей

1. Пищевая ценность пищевых продуктов для питания детей должна соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста. Пищевые продукты для питания детей должны удовлетворять физиологические потребности детского организма, быть качественными и безопасными для здоровья детей.

2. Производство (изготовление) пищевых продуктов для питания детей должно соответствовать требованиям, предъявляемым к производству специализированной пищевой продукции для питания детей.

Организация питания детей в образовательных организациях и организациях отдыха детей и их оздоровления

1. Питание детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления (далее — дети в организованных детских коллективах), а также в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях организуется непосредственно указанными организациями и предусматривает в обязательном порядке наличие горячего питания с учетом норм обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. При организации питания детей в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи образовательные организации и организации отдыха детей и их оздоровления обязаны:

учитывать представляемые по инициативе родителей (законных представителей) сведения о состоянии здоровья ребенка, в том числе об установлении, изменении, уточнении и (или) о снятии диагноза заболевания либо об изменении иных сведений о состоянии его здоровья;

размещать на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об условиях организации питания детей, в том числе ежедневное меню;

соблюдать нормы обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, а также санитарно-эпидемиологические требования к организации питания детей в организованных детских коллективах, к поставляемым пищевым продуктам для питания детей, их хранению.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования (с 1 по 4 классы) в государственных и муниципальных образовательных организациях начиная с 1 сентября 2020 года обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Памятка потребителю по обмену или возврату детского товара

Отношения между потребителями и продавцами при продаже товаров регулируются Законом РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» (Закон), «Правилами продажи отдельных видов товаров …», утвержденными постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г. (Правила), другими нормативными документами.

Согласно ст. 25 Закона, п. 26 Правил покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена непродовольственного товара, о его поступлении в продажу.

Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца.

Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г. утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, в который под п. 8 включена мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).

Согласно ст. 18 Закона в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

— обнаружение существенного недостатка товара;

— нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;

— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Согласно статьи 5 Закона изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка, продавец, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, связанные с недостатком товара.

Продавец вправе установить на товар гарантийный срок в случае, если он не установлен изготовителем.